You are here:   ГлавнаяФедерация КэмпоКемпо-философия Воина Мудрость кемпо
Печать

 Чаньские(Дзэнские), Даосские и др. высказывания

Старые мастера сравнивали кэмпо с кипятком - стоит ослабить огонь в груди, и кипяток превратится в простую ВОДУ.Весь процесс изучения кэмпо похож на занятия МУЗЫКОЙ. Вначале заучиваются ноты. Затем разыгрываются скучные гаммы, от них - переход к этюдам, потом - к сюжетным пьесам, симфониям Одаренные мастера творят подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной.

В некоторых спортивных клубах, лагерях морской пехоты и т.д. превалирует следующий подход: драться, как самураи - самозабвенно, жестоко до победы любой ценой. Но люди, усвоившие технику насилия и убийства и жаждущие опробовать её в деле, забывают первую заповедь КЕМПО: никогда не вступать в бой без благородной цели или если тебе не угрожает опасность.

Кэмпо. с одной стороны - оружие разрушения, а с другой - орудие созидания самого человека, его тела и духа, его Формы и содержания. Исходное для всех даосских школ кэмпо - правило уравновешивания полюсов, компенсация активного действия пассивным противодействием и оптимального разрешения противоречий. Каждое движение дополняется своей противоположностью: за поднятием руки следует опускание, за шагом вперёд - шаг назад, за концентрацией - расслабление, за окончанием одного действия или серии - начало другого или серии. Основа - плавное перетекание и непрерывная смена движений.

Трактат 2-го в. до н.э.: "Сжатое способно расправляться, темное - быть светлым, слабое -сильным, мягкое - твёрдым" В бою ловкость и податливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него. Совершенно мудрые - это те, кто "действуют мягко, а на деле твердо: с помощью слабого оказываются сильными. Следуя смене превращений, овладевают искусством одного, и с помощью немногого управляют многим".

Трактат 5-го в. до н.э.: "Мудрый человек сливается с природой, поэтому ничто не сможет ему повредить. Ядовитые насекомые и звери его не ужалят, свирепые звери его не схватят, хищные птицы не заклюют".

Мир воспринимается в его единстве, избегая характерной для западного мышления дуальности, деления на хорошее и плохое, красивое и уродливое. Ведь без начала Инь не может быть начала Ян. Света без Тьмы.

5-й в до н.э.: "Путь к постоянным победам называется слабостью, к постоянным поражениям -силой, однако люди этого не знают. Сильный старается опередить тех. кто слабее его, слабый тех. кто сильнее его. Идущему впереди тех, кто слабее его, грозит опасность от равного: идущему впереди тех. кто сильнее его не грозит опасность. Так побеждают собственное тело, словно раба...

Хочешь быть твёрдым, сохраняй твёрдость с помощью мягкости: хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости".

Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Так же и благородный дух нежизнеспособен в слабом, болезненном теле. Тело и дух должны быть едины в постижении Абсолюта.

"Тело требует регулярных упражнений, но не до изнеможения. Дверной порог, который регулярно используется по назначению, никогда не гниёт." - Хуа То.

Наставник не читает проповедей ученикам, а лишь стремится направить их собственный разум на путь очищения и Прозрения.

Достигнув посредством медитации или под действием внешнего стимула внезапного интуитивного прозрения, человек не выпадает из реальной жизни, а лишь приобретает иное видение реальности. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность добра и зла, человек обретает душевное равновесие и покой, поколебать который не в силах никакие бури и грозы., Считая, что законы жизни постигнуты, просветленный адепт Чань отказывается от мысли об изменении этих законов: его заботит лишь правильное следование естественному ходу вещей. Когда ученик спросил чаньского наставника, в чем смысл великого Дао, тот ответил:
- В простом, здравом смысле. Когда голоден - ем, когда устал - сплю.
- Но разве все делают не то же самое? - спросил ученик.
- Нет, - отвечал наставник,- большинство не присутствуют в том, что они делают.

В кэмпо понятие нерасчлененности субъекта и объекта играет важнейшую роль. Своего противника боец воспринимает как часть и дополнение самого себя, как начало Инь, не существующее без Янь. При помощи специальной психотехники он подстраивается к действиям противника-партнера, используя каждый его промах, замечая все уязвимые места, подобно воде, заполняющей каждую выемку в камне.

Состояние концентрации не должно покидать бойца в течение всей схватки, хотя напряжение в момент ударов и блоков непременно чередуются с расслаблением. Психическая установка на решительную схватку, на победу настолько важна, что порой исход поединка, может решить лишь обмен взглядами. Тот, у кого в глазах мелькнет робость и нерешительность, заранее обречен на поражение. При этом для бойца важно постоянно сознавать свою "нерасчлененность" с противником, с его телом и духом, необходимость органического вживания в процесс поединка как в естественный природный процесс.

В случае если оба противника действуют, основываясь на одних и тех же психических установках, побеждает технически более подготовленный. При равных возможностях побеждает тот, у кого лучше развито комбинаторное мышление и способности к экспромту, так как принести победу может только нестандартный прием, найденный в интуитивном озарении - плод психотехника Чань. Как-то чаньский монах спросил учителя: "Говорят, когда лев бросается на врага, будь то заяц или слон, он употребляет всю свою силу. Что это за сила?" Учитель отвечал: "Дух искренности".

Физическая сила с возрастом уступает место слабости. Нынешний чемпион завтра может оказаться побежденным, а потому его сегодняшняя победа над противником не есть абсолютная победа, но лишь победа временная, относительная, не настоящая в соотнесении с Природой. Ведь для самой Природы такая победа на ристалище не имеет никакой ценности, и. следовательно, стремление к спортивной победе превращается в суету сует и томление духа, лишенные пользы для самого победителя и всею человечества. Истинная победа подразумевает прежде всего достижение господства над своим разумом, волей, чувствами, выработку умения направлять ки в нужное русло. Все прочее вторично. Для человека. преодолевшего свое мятежное "я", свою подверженную всем земным соблазнам натуру, победа на поле брани придет сама собой. В единстве со Вселенной ему суждено из любой схватки выходить Победителем.

Некоторые принципы Кэмпо Шаолиня:

  • почтительность и скромность в обращении к наставнику и старшим товарищам;
  • вежливость, честность, доброжелательность по отношению с товарищами;
  • стараться не обнаруживать свои познания, уклоняться от любого вызова;
  • обучать нужно лишь достойных - добрых сердцем и отвечающих искренней благодарностью;
  • избегать злобы, жадности и хвастовства.

 Идеология Кэмпо

  • Кэмпо начинается и заканчивается уважением.
  • В кэмпо нет первой атаки.
  • Кэмпо воспитывает справедливость.
  • Познай сперва себя.
  • Позволь своему разуму странствовать свободно.
  • Невнимательность и небрежность приводят к неудачам.
  • Кэмпо занимаются не только в додзё. Занятия - 24 часа в сутки.
  • Кэмпо занимаются всю жизнь.
  • Не думай о победе. Думай о том как не потерпеть поражение.
  • Действуй согласно с действиями противника.

Rambler's Top100

 

Яндекс.Метрика